Статьи о билингвизме

«Чем раньше ребенок погружается в английский язык, тем эффективнее обучение»

Мнения | Опыт | Наука
О том, как проходит обучение иностранных детей в Великобритании с полным погружением в языковую среду, и почему английский лучше начать изучать в дошкольном возрасте, изданию Lingua hug рассказал Роберт Хоукинс, сертифицированный преподаватель английского как иностранного (TEFL) и основатель Eastbourne Cultural Tours UK.

— Роберт, чем отличается методика обучения иностранных детей английскому языку в возрасте 3-4 лет от методики преподавания для детей 5-10 лет и старше?


— Разница между обучением детей дошкольного возраста и далее вплоть до позднего подросткового очень велика.

Дошкольники (3-4 года) в силу возраста имеют специфические потребности в обучении, а еще они не могут долго концентрировать внимание. Поэтому мы разрабатываем учебные материалы, ориентированные специально на эту возрастную группу. Например, для работы с ними необходимы элементы игры, способствующие вовлечению в учебный процесс. Поэтому жизненно необходимо использовать в обучении объекты из реального мира и дополнительные визуальные материалы.

Учитель, работающий с этой возрастной группой, должен уметь адаптироваться под каждого ученика и под любую ситуацию на уроке, а также иметь отличное понимание, как общаться с учениками на их уровне. Произношение, акцент и разговорный английский в целом являются ключевыми моментами, которым точно нужно уделить внимание в работе с этой возрастной группой.

Дети более старшего возраста (5–10 лет) в большинстве случаев уже посещали развивающие занятия, школу и имеют опыт обучения в классе. Они уже понимают, что от них требуется на уроке, и осознают, что идет учебный процесс. Уроки по-прежнему должны быть короче, чем для старшеклассников, однако можно использовать более углубленные учебные материалы. Например, письменные задания и тексты для чтения. Учителя должны уметь вселять в учеников такого возраста больше уверенности в том, что у детей получается говорить по-английски, поскольку первые школьные годы зачастую являются решающими в дальнейшем пути к беглому английскому на высоком уровне.

Подростки от 11 до 16 лет уже умеют по-разному выражать себя и оценивать свой уровень, в отличие от младших ребят. В этой возрастной группе учитель уже может строить работу таким образом, чтобы процесс был ориентирован на интересы ученика. К этому возрасту уже становятся очевидны его сильные и слабые стороны в изучении английского. Поэтому можно использовать целевые учебные материалы, которые помогут улучшить моменты, воспринимаемые учеником как наиболее трудные в английском языке, и в которых ему необходима помощь.

Роберт Хоукинс

Как дети, приезжающие в Великобританию для изучения английского, адаптируются к жизни в другой стране в зависимости от их возраста и уровня английского?


— Дети, как правило, адаптируются гораздо лучше, чем взрослые, поскольку их тяга к познанию мира очень сильна и они инстинктивно хотят учиться. Я вижу, что младшие школьники рассматривают всю поездку как приключение и в большинстве случаев готовы открываться и делиться тем, что они знали, и обсуждать то, что узнали во время программы.

Студенты старшего возраста уже в большей степени ориентированы на то, чтобы двигаться вперед к своему будущему, они хотят достичь определенных целей в преддверии экзаменов. При этом те из них, кто говорит менее уверенно, будут уклоняться от уроков разговорной речи, предпочитая другие задания. То же самое может происходить на уроках английского и в их родной стране, но особенно это может обостриться, когда они оказываются в Великобритании. Это означает, что педагогу очень важно постоянно поощрять, хвалить, располагать таких детей к себе, мягко погружая их в англоязычную среду. Так они будут чувствовать себя спокойнее и смогут увереннее выражать свое мнение на другом языке.

Как дети воспринимают погружение в языковую среду по программе обучения и проживания в семье педагога в англоговорящей стране?


Я убежден, что среда, организованная по программе «проживание в семье» обеспечивает идеальный опыт погружения для учащихся (особенно для дошкольников и учеников начальной школы). Дети младшего возраста, как правило, учатся наиболее эффективно, если находятся в знакомой, теплой, домашней и неформальной обстановке. Это во многом связано с психологическим аспектом, поскольку обучение в классе с другими незнакомыми учениками в процессе адаптации может вызвать чувство напряжения: ребенку хочется выглядеть хорошо в глазах других учеников, он начинает сравнивать себя (и свои знания) с другими детьми. В таких условиях дети могут не раскрыться за короткое время. И в ряде случаев это приводит к тому, что эмоциональные потребности конкретного ученика могут остаться незамеченными со стороны педагога.

Языковое обучение в дошкольном и младшем школьном возрасте в значительной степени основывается на усвоении информации, которое не осознается ребенком именно как «сейчас я изучаю иностранный язык». Для ребенка оно происходит, можно сказать, на бессознательном уровне. И это лучше всего достигается детьми младшего возраста, если они проживают в семье с полным погружением, то есть живут вместе с педагогом, который может одновременно выполнять как роль учителя, так и роль временного родителя.

— Опишите, пожалуйста, ваш личный опыт работы с детьми разных возрастов в качестве преподавателя английского языка как иностранного.


— Мне довелось поработать с детьми от 3 до 18 лет. Теперь у меня есть большой опыт применения различных техник, которые доказали свою эффективность в работе с разными возрастными группами.

Для самых маленьких учеников я провожу более короткие, но более интенсивные уроки, тогда как занятия со старшими детьми длятся дольше и проходят в более расслабленном темпе.

Дошкольники очень активны, поэтому уроки для них должны включать больше интересных и увлекательных заданий. Они усваивают информацию чрезвычайно быстро по сравнению с детьми старшего возраста, и во время уроков необходимо как можно больше поощрять их разговорный английский, мотивировать их много говорить. Тон голоса, интонация и формулировки, которые использует педагог, также очень важны, они могут помочь удержать интерес учащегося и добиться поставленных целей. На мой взгляд, английский язык очень важно начать изучать в период от дошкольного до раннего школьного возраста, чтобы в итоге добиться полного освоения языка.

Дети старшего возраста мыслят более структурно, и поэтому я провожу для них уроки, которые в большей степени ориентированы на изучение грамматики/структуры языка. Поскольку дети этого возраста более эмоционально зрелые, мои уроки для них также ориентированы на то, чтобы они научились выражать их собственное мнение по различным вопросам на английском языке.

Роберт Хоукинс и его студент

— Если родители сомневаются, стоит ли начинать обучать ребенка английскому в дошкольном возрасте, что вы можете им сказать?


— Очень важно помнить, что чем раньше ребенок погружается в английский язык, тем больший эффект он получит во взрослом возрасте. Нельзя переоценить важность свободного владения языком и те возможности в современном мире, которые он может дать детям в будущей жизни.

Уроки для таких детей проходят в игровой, легкой для восприятия, интересной форме. Мой урок для учеников младшей группы иногда может включать, например, такой вид деятельности: мы смотрим их любимое ТВ-шоу и обсуждаем, что в нем происходит, во время просмотра и после его окончания. Я использую определенные предложения и задаю вопросы, которые наиболее понятны для младших учеников, но при этом подходят и для тех, кто уже бегло говорит на языке.

В процессе обучения английскому языку я обнаружил, что манеру общения и акцент у детей старшего возраста почти невозможно или очень сложно скорректировать. Это не относится к ученикам младшего возраста, которые, как я увидел по собственному опыту, могут поменять свое произношение в течение недели, когда пребывают в полном погружении в языковую среду.

Елена Кудрявцева, Юлия Голубева