Статьи о билингвизме

Развитие языковой интуиции у детей-билингвов: советы логопеда и преподавателя РКИ

Наталья Миккоева, логопед — практик высшей категории, кандидат педагогических наук, преподаватель русского как иностранного, спикер on-line курса для родителей «Многоязычный ребенок в Европе» рассказала Lingua hug о развитии языковой интуиции у детей-билингвов.

Что это за феномен — интуиция? Попробуем разобраться


В жизни мы часто говорим или слышим: «Я сделала это интуитивно». Или говорим: «Интуиция мне подсказала, что...».

Под интуицией мы понимаем смутные чувства, на которые опираемся при принятии решения, доверяясь своему подсознанию. Парадокс, но часто мы неосознанно опираемся на переработанный опыт или багаж знаний, хранящийся в глубинах нашей памяти. Принимая решения интуитивно, мы быстро получаем ответ, не перегружая сознание излишней работой.

Например, почтенный доктор окидывает человека взглядом и выводит предполагаемый диагноз. Едва ли это озарение, за которое мы часто принимаем интуицию. Это многолетний опыт позволяет нам считать информацию практически за 5 секунд.

Альберт Эйнштейн не отрицал, что его успехи связаны с интуицией, например, открытие теории относительности. Но в данном случае можно действительно говорить и о другой стороне интуиции — не подсознании, а сверхсознании, когда человек осуществляет рывок над собственным багажом знаний, минуя логические объяснения, делает открытие чего-либо нового.

Как связаны интуиция и речь?


Интуиция проявляет себя в различных сферах жизни, в том числе в языковой и речевой деятельности.

Языковую интуицию можно рассматривать в качестве смысловой догадки и реакции на неясность или необычность речевого стимула. Основа языковой интуиции — весь вербальный и невербальный (жесты и мимика) опыт общения на всех языках.

Как может проявляться языковая интуиция?


Например, ваш собеседник никак не может подобрать подходящее слово или оговорился, и вы своевременно подсказываете ему подходящее слово или его форму. Особенно это актуально для людей, долго не использующих язык за границей.

Также в речи многоязычных детей могут встречаться разнообразные ошибки и смешения, интерференция: много of рыба, три пальцы и т.п.

А читая незнакомый иностранный текст, вы пытаетесь интуитивно нащупать основную мысль повествования, опираясь на знания некоторых слов, грамматических показателей и, в целом, на свои языковые способности.

Почему полезно развивать языковую интуицию у детей?


Дети от 3 до 5 лет — самые веселые и наблюдательные лингвисты, пробующие язык на вкус, намеренно и непреднамеренно нарушающие языковые правила, — отсюда многочисленные эксперименты со словом, словотворчество («такая светлота», «сумасошлатая тетя», «мелкоскоп»). Отступая от правил, малыши учатся чувствовать границы, интуитивно нащупывают саму языковую норму.

По особенностям реакции дошкольника старше 5 лет на речевые ошибки и забавные нелепицы в чужой речи, можно судить о состоянии его языкового фильтра, языковой интуиции, да и, в целом, об общем развитии. Таким образом, можно помочь ребенку восполнить определенные пробелы.

В каких случаях период словотворчества будет незаметен или непродуктивен? Если у ребенка была задержка речи или есть речевое нарушение. Таким детям вдвойне полезно помочь пройти заложенный природой экспериментальный путь познания языка.

Как развивать языковую интуицию у детей?


Чтобы научить ребенка различать, что звучит правильно, а что неправильно, в первую очередь его нужно учить грамотно разговаривать, пополнять словарный запас по возрасту и активно знакомить с окружающим миром. Иначе, если у ребенка не будет эталона нормы, ему просто не с чем будет сравнивать отступления от нее.

Также полезно действовать от обратного, иногда намеренно нарушая норму через создание проблемной речевой ситуации.

Какие игры развивают языковую интуицию?


Речевой материал таких игр или заданий намеренно насыщен разнообразными ошибками в смысловом и грамматическом плане, используются элементы недосказанности, замены значимых единиц и т.д. Если у ребенка имеется достаточный речевой и неречевой опыт, то реакция бывает бурной и веселой.

Приведу в пример пару своих игр.

Игра «Караул!»


Бабушка делала котлеты и положила в мясорубку мясо, перья, лук, сало.
Строители строили дом из кирпича, цемента, сиропа, бревен.
Я люблю пить чай с конфетой, печеньем, клеем, пирожными.

Ребенок должен найти лишнее слово.

Игра «Чужое слово»



Игра «Путаница»


Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают...
Или: Девочку ест булочка. Рыба ловит рыболова.

Игра «Скотный двор»


Коровы живут в конюшне.
Кони живут в коровнике.
Свиньи живут в телятнике.

Комичность или необычность речевого стимула вызывает у играющих реакцию и необходимость актуализации знаний. Это позволяет запустить естественные механизмы овладения речью в норме, развить языковую интуицию и слуховой контроль.

Используйте подобные игры, например, во время поездки или сидя в очереди — время пролетит незаметно и с пользой!

Особенности развития языковой интуиции у многоязычных детей


У детей, осваивающих русский вне России (или другой язык вне языковой среды), развитие языка отличается определенным своеобразием. Такие факторы, как ограничение спонтанного общения, влияние языка страны, знание самых устойчивых правил и незнание исключений и слов в переносном значении, конечно, сдерживают языковые способности ребенка.

Поэтому развивать языковую интуицию через представленные игры с детьми-билингвами вдвойне полезно: можно провести диагностику слабых мест и позаниматься развитием речи.

Фото предоставлено автором

Страничка Натальи Миккоевой в Instagram: www.instagram.com/logoped_bilingva


Похожие материалы:

  1. Билингвизм и речевые нарушения: рекомендации логопеда-дефектолога
  2. Что такое «русская школа» за границей и каково это — создать одну из них
  3. Билингвальные дети — это отдельная группа детей